16 января 2013.
Можно ли доверять рекламе?
Реклама, явление неоднозначное, иногда радующее, иногда раздражающее. По ее поводу высказывается множество разнообразных мнений: негативных, ироничных, восторженных. Например, Г. Уэллс назвал рекламу узаконенной ложью, М. Ларни определил рекламу как средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слышали . М. Маклюэн сказал, что реклама — величайшее искусство XX века.
Так можно ли доверять рекламе? На этот вопрос существует три ответа: можно; доверяй, но проверяй; лучше не доверять, а обратиться к специалистам. Какой ответ выбрать для себя? Лучше, как всегда выбрать золотую середину. В практике человека были случаи, когда реклама направляла на покупку хороших товаров, рекомендовала совершить шаги, которые приводили к успеху, а бывало, что рекламируются плохие или даже вредные товары и услуги. Также случается, что реклама просто бесполезна, навязчива.
Чтобы не совершить фатальных ошибок, необходимо относиться к рекламе критически. Во-первых, воспринимать как информацию, а не как чудодейственный совет или рецепт. Во-вторых, обратить внимание на то, что рекламируются самые разнообразные товары и услуги, и если недобросовестная реклама, например, пишущих ручек, в худшем случае может нас раздосадовать, если ручка не пишет, то реклама дорогостоящих некачественных товаров может пробить дыру в нашем бюджете. Но и это можно пережить. В том же случае, если рекламой прикрывается некачественная пища или лекарства, то последствия могут быть весьма тяжелыми. Поэтому необходима градация рекламируемых товаров. То есть ответ на вопрос зависит от того, какой товар рекламируется.
Что можно сделать? Опереться на общественное мнение, спросить у тех, кто этот товар приобретал или спросить у врача, если это лекарство. Также сомнение должны вызывать товары по слишком низкой цене — распродажа одежды и распродажа пищевых продуктов — это разные вещи. Следует насторожиться и в том случае, если цена высокая и объявляется некий прорыв в изготовлении пищевых продуктов и, особенно в области фармакологии. Сомнительно, что источником информации о больших изобретениях и открытиях будет простая реклама.
Кроме того, доверять или нет рекламе зависит от того, что вы от нее хотите. Кто-то хочет, чтобы ее не было, кто-то относится к ней прагматически, учитывая ту информацию, которую она дает. Но кто-то ею очарован, так как реклама — это великий искуситель, в ней звучит забота, она, как пишет Ж. Бодрийар, «облегчает нашу психическую неустойчивость». Если по отношению к ней сохранить долю сомнения, то почему бы и не доверять?